Миксоновой Натальи Алексеевны воспитатель
Проект «Хозяин леса – колючий ёж» или «Всё ли мы знаем о ежах...»Цель проекта: Формировать представления детей о жизни ежей через организацию разнообразной познавательной и творческой деятельности. Задачи: v Дать информацию о ежах – как диких обитателях леса. v Обогащать и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о еже, его семействе и приспособлению к жизни в лесу; v Продолжать формировать знания о сезонных изменениях в природе. v Развивать память, внимание, логическое мышление. v Развивать творческие способности. v Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природе. Актуальность: Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о еже и применить приобретенные знания с творческим подходом в практической деятельности, развивая при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. В своем проекте я использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Вид проекта: Краткосрочный, творческий. Участники проекта: v дети группы; v воспитатели; v родители воспитанников. Ожидаемые результаты: Дети проявляют интерес к лесному жителю - ежу, отвечают на простые вопросы, могут по просьбе взрослого рассказать об изображенном на картинке еже, отгадывают описательные загадки о еже, самостоятельно рассказывают стихи о еже. Принимают участие в играх. Активное сотрудничество родителей в реализации проекта. Реализация проекта: I этап: Подготовительный. Задачи: планирование работы, прогнозирование результатов (продуктов проекта). Запланированные мероприятия:
v Информирование родителей о разработке проекта. v Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. v Подбор методической литературы для реализации проекта. v Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы. II этап: Основной. Задача: реализация совместного проекта детей, воспитателей и родителей. Запланированные мероприятия: НОДпо развитию речи на тему: «Составление рассказа по схемам о еже», «Такие разные ежи». НОД по направлению познание «Лесная история» Беседы: «Откуда взялись ежи?», «Зачем ежу колючки?», «Чем питается еж?», «Как еж готовится к зиме?», «Наш друг – ёжик Пых». НОД художественно – эстетическое развитие «Ёжик», Ежик из бумажной гармошки Утренняя гимнастика для детей подготовительной группы с массажным мячом «Ежики» Чтение художественной литературы: И.Соколов-Микитов «Еж», С. Морозов «Ёжик и сова», «Ёжик и тень», «Ёжик и осень», «Как ёжик на юг улетал», «Ёжик и эхо», «Ёжик и клад», Е.Афраймович «Как ёжик стал колючим», В.Сутеев «Яблоко», Л.Толстой «Ёж», Д.Хармс «Храбрый ёж», «Заяц и ёж», Б.Гримм «Заяц и ёж», А.Дорохова «Сказка о маленьком ёжике». Сюжетно-ролевые игры: «Ёж встречает гостей». Дидактические игры:«Найди ежат», «Посчитай припасы у ежа», «Какие ежи», «Сделай колючки», «Составь ежа из геометрических фигур», «Угадай, где спрятался еж?». Составление сказки по картине «Ежи». Решение проблемной ситуации: «Что случится, если исчезнут ежи?». Просмотр мультфильмов: «Осенние корабли», « Ёжик в тумане», «Трям, здравствуйте!», «Ёжик и медвежонок». Аппликация: «Хозяин леса - колючий еж». Дыхательная гимнастика: «Сердитый ёжик». Пальчиковые игры и физкультминутки: «Звериная зарядка», «Ёж», «Хитрый ёжик», «Птичка и еж». Познавательно – исследовательская деятельность: «У кого иголки колки?», «Как можно чистить иголки?».
Работа с родителями: Консультация «Ежик в доме», памятка «Правда и вымысел про ежа». III этап: Заключительный: Задачи: Итоговый опрос детей и родителей в рамках темы. Запланированные мероприятия: v Подведение итогов проекта. v Выставка детских работ на тему: «Хозяин леса – колючий ёж». Вывод: В ходе реализации проекта у детей расширились знания о ежах. Дети с удовольствием делились своими впечатлениями с родителями и сверстниками. Совершенствовалось умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, возрос познавательный интерес. Расширился и активизировался словарный запас. Приняли участие в Экоколобке.
Используемая литература: 1. Веракса Н.Е., Галимов ОР. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М., 2015. 2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. М., 2016. 3. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография. М.: Педагогическое общество России, 2008. 4. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет/ авт.- сост. М.П.Костюченко.- Волгоград: Учитель, 2014. 5. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста./ Под ред. О.В.Дыбина. М.: ТЦ Сфера, 2007. 10. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.- М.: 2005. Приложение: Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе: «Такие разные ежи». Задачи: Образовательные: расширять знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки); формировать умение детей понимать природные взаимосвязи; упражнять в звукоподражании. Развивающие: способствовать развитию артикуляционного аппарата, мышления, речи. Воспитывающие: воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе. Оборудование: телевизор, ноутбук; презентация на тему "Ежик"; картинки с изображением ежа, ежат. Ход:
Воспитатель:Дети, у нас сегодня в гостях маленький лесной зверек. Шубка – иголки, Свернется он – колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? (Еж) Ежик хочет рассказать вам о своей лесной жизни. (Показ презентации «Ежик»). Воспитатель: Родился еж, ребятки, весной. Было у него два брата и три сестры. Были они маленькие, и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот они и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание). А вы можете повторить? Артикуляционное упражнение «Причмокивание». Воспитатель: Сначала ежата были совсем голенькие и слепые. А потом у них открылись глазки и стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала их по лесу водить, учить, показывать, что к чему. Как вы думаете, дети, почему мама не выпускала ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей). Воспитатель:Скоро ежата начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступлением темноты ежи выползают из норы и ищут себе пищу. У них чуткие нос и ушки.Ежи, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.Почему ежей называют ночными охотниками? (Ответы детей). Дыхательное и имитационное упражнение «Ежик». Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает. Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф». Покажите, как ежик сердится, пыхтит. Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых». Ежик надувает и сдувает щеки. Дети надувают щеки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у». Когда ежик устанет Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а». Язычок высовывает Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении Ежик вдруг начал зевать Имитируют зевание Не пора ли с ним играть? Динамическая пауза «Путешествие в лес».
Здравствуй лес, прекрасный лес, (Широко развести руки в стороны) Полный сказок и чудес! (Повороты влево-вправо с вытянутыми руками) Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом влево и вправо) Раз - присядка, (Присесть) Два - прыжок. (Подпрыгнуть) Это заячья зарядка. (Ладони на голову - "ушки на макушке) А лисята, как проснутся, (Кулаками протереть глаза) Любят долго потянуться. (Потягивание с отводом рук). Обязательно зевнуть, (Зевнуть, прикрыв рот ладонью) Ну и хвостиком вильнуть. (Покачивание бедрами из стороны в сторону) А волчата - спинку выгнуть (Прогнуться в спине вперед) И легонечко подпрыгнуть. (Легкий прыжок вверх) А кому зарядки мало - (Развести руки в стороны ладонями вверх). Начинаем все сначала! Воспитатель: Когда у ежат выросли твердые иголки, им уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». От врагов ежей только иголки и спасают. Ножки ведь у них коротенькие, быстро бегать не могут. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот так они и защищаются, свернувшись в клубок. Чуть опасность почувствуют, сразу сворачиваются в клубок, зашипит и затукает, как маленький мотоцикл. Вот так. А вы можете повторить? Артикуляционное упражнение «Ежик» (закрытым ртом издавать губами звуки, подобные «тук-тук-тук») Воспитатель: А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, ежам нужно много еды съесть. А просыпаются ежи только весной, когда станет совсем тепло. Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему? (Ответы детей). Дети, если вам доведется повстречаться с ежиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают. Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес. - Если Ежик не пьет молоко, Значит, где-то в лесу далеко Под кустами, в гнезде из листочков, Есть у ежика сын или дочка. Значит, надо ежика взять И в лес отнести опять. (Ю.Щербаков) Рефлексия: Воспитатель: Ну что, дети, понравился вам мой рассказ? (Ответы детей). Что нового вы узнали о ежах? (Ответы детей).
Беседа «Наш друг – ёжик Пых» Задачи: Образовательные: расширять знания детей о жизни ежа: чем питается, каков его образ жизни, как спасается от хищников, закрепить знания детей о внешнем виде ежа. Развивающие:развивать словарный запас, диалогическую речь. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным. Ход беседы: Воспитатель: Ребята, послушайте загадку: Сердитый недотрога, Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки - ни одной. (Ежик) Кто догадался, о ком говорится в загадке? Воспитатель: Конечно это ежик! А вот и наш гость! (воспитатель достаёт игрушку ёжика). Давайте ребята поздороваемся с нашим гостем Давайте назовём его Пых? Пыху очень интересно узнать, что вы знаете о нём и его семье. Давайте, покажем ежику наши знания и расскажем все, что знаем о ежах. - Какой ежик по величине? - Чем покрыто тело ежа? - Поэтому еж какой? (Ответы детей). Воспитатель: Правильно, еж колючий. Вся спина и бока ежа покрыты иглами. А на мордочке лапках и брюшке короткая, жесткая, серая шерстка. Ребята, какая мордочка у ежа?(Ответы детей).Мордочка вытянутая, подвижная; нос острый, глаза чёрные, круглые, уши короткие, округлые, почти спрятаны в шерстке. Какие лапки у ежа?(Ответы детей). Воспитатель: Лапки короткие, с довольно острыми когтями. Ребята, как вы думаете, у ежа есть зубы?(Ответы детей).Да, у ежа есть зубки, мелкие и острые. А что любит кушать еж?(Ответы детей).Правильно. Он любит ягоды, фрукты, грибы. А еще Пых ест, дождевых червей и комаров. Физкультминутка: Еж спешил к себе домой, Нес запасы он с собой. Через кочки еж скакал, Быстро по лесу бежал. Вдруг он сел и изменился – В шарик круглый превратился. А потом опять вскочил И к детишкам поспешил.(повторить 2 раза) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего Пыху нужны иголки?(Ответы детей).Правильно, иглы нужны ежу для защиты. При опасности еж свертывается клубочком, пряча мордочку и лапки. Подвижная игра «Ёжик». Он, как елка, Весь в иголках, Ловит смело страшных змей. И хотя он очень колкий, Обижать его не смей! Он в лесу живет густом Лес для ёжика как дом! Воспитатель: У ежей много врагов. Это лисы, барсуки, хорьки, совы, и собаки. Дети, а ежи умеют плавать?(Ответы детей).Ежи хорошо плавают вытягивая мордочку вперед. А как вы думаете, что делает наш друг Пых зимой?(Ответы детей). Воспитатель: Конечно, зимой ежи спят. С наступлением холодов, ежи закрывают вход в свою норку и ложатся спать – впадают в спячку. Наш ёжик тоже собирается ложиться спать. Он уже приготовил для себя норку. Уютную, сухую и тёплую. Вот только он задумался: «Почему он ложится спать в тёплой и сухой норке, а когда просыпается весной – в ней холодно и мокро?». Ребята, как вы думаете, почему же так происходит?(Ответы детей).Давайте проверим наши догадки? Проведём небольшой опыт. Представим, что это норка ёжика. (Достаёт заранее приготовленную заготовку) Наступила зима. Она заботливо укрыла норку ежа снегом, чтобы ему было теплее. (Воспитатель насыпает снег на «норку» ежа). Но вот пришла весна. Солнышко начало припекать. (Воспитатель подогревает снег феном) Давайте посмотрим, что же происходит? Воспитатель: Таким образом, мы с вами увидели, что наша догадка была верна весной солнышко припекает и растапливает снег он тает, и капельки воды попадают в норку. А наш ёжик теперь знает, почему он просыпается весной в сырой и холодной норке. Ёжику пора идти в лес! Попрощаемся с нашим гостем. До свидания, до встречи весной. Вы сегодня порадовали меня своими знаниями, надеюсь, что вы всегда бережно будете относиться к животным и растениям. Игры с массажным мячиком. Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и потрем,(катаем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим) И иголки посчитаем,(пальчиками одной руки нажимаем на шипы) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик) Потом ручку поменяем,(меняем руку и катаем мячик) Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик) И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой) Помассируем бока.(катаем между ладошек) Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик) Поиграть я с ним хочу. Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках) Не достанет его кошка.(прижимаем ладошки к себе) Пальчиковые игры. «Хитрый ёжик». Хитрый ёжик, хитрый ёжик На клубочек он похож, (сложить пальцы замком) На спине иголки Очень, очень колки (выбрасывают пальцы) Хоть и ростом ёжик мал, Нам колючки показал. ( повертеть ежика вправо и влево) А колючки тоже На ежа похожи, (поднимать и опускать пальцы) На ежа мы поглядим, Молока ему дадим, (тарелочки ладошки) Но не тронем колки На спине иголки (грозят пальчиком). «Птичка и ёж». Птичка водичку клювиком пьет ( указательные пальчики-клювики, постучать ими по краю столу) Ёжик без ножек на животе ползет (ладошки скользят по столу) Вдруг у ежика выросли ножки, И побежал он по дорожке. (пальчики-ножки, постукивая ими по столу, показать, как ножки бегают). 26 января 2024 в 15:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.