Миксоновой Натальи Алексеевны воспитатель

Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В современном мире, где книгу заменили компьютер, интернет и другие ресурсы технического прогресса, особенно остро стоит проблема развития речи дошкольников.

Развитие речи детей дошкольного возраста является очень трудным и ответственным процессом, который требует определенных действий со стороны педагога, подбора наиболее действенных методов и средств обучения. Одним из средств развития речи является сказка.

Сказка – это духовное богатство народа, который учит к доброте, смелости, честности, справедливости и помогает ребенку больше раскрыть свой потенциал, познавать окружающий мир, расширить кругозор, делиться своими знаниями, рассказывать о своих переживаниях. Представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка.

Как же развивать речь ребенка с помощью сказки?

Традиционными формами работы со сказкой являются пересказывание, рассказывание, сочинение сказок, составление творческих рассказов, придумывание небылиц, рассуждение.

Для того, чтобы работа над сказкой, стало эффективным средством развития речи, следует соблюдать некоторые правила. Перед прочтением сказок, нужно заинтересовывать ребенка. Проводим так называемую подготовительную работу, цель которой – организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это может быть отгадыванием загадок, прочтение стихотворений, демонстрация соответствующих картин, рисование. Одна и та же сказка может быть прочитана ребенку несколько раз. Так ребенок сможет наиболее полно, точно понять ее смысл прочитанного.

Как читать, чтоб ребенку было интересно? Текст, следует читать с четкой дикцией, средствами интонационной выразительности, правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом и ритмом прочтения. Тем самым дети на слух запоминают правильную речь. После того, как сказка была прочитана, проводится разбор содержания сказки.

Разбор проводится в вопросной - ответной форме, вопросы должны быть направлены на выделение основных моментов действия сказки, их последовательности, можно остановится, на определенных действующих лицах и наиболее значимых деталях повествования. Именно благодаря вопросной – ответной форме, мы вступаем в диалог с ребенком. Ребенок начинает думать, рассуждать, подбирать слова и высказывает свое мнение, после этого у ребенка развивается речь.

Следующая форма — это самостоятельное сочинение сказок. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Для начала можно использовать вид рассказывания – завершение сказки. Родители или воспитатель читают сказку, но не заканчивают ее, а дают такую возможность ребенку самому придумать окончание. Данный вид развивает не только речь, но логическое мышление.

Одной из интересных видов является составление сказки на предложенную тему с опорой на демонстрационный материал. Для этого необходимо дать тему для сказки, и подобрать яркую, красочную иллюстрацию к данной теме. Опираясь, на иллюстрацию и жизненный опыт ребенок сочиняет сказку. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, подбирать нужные слова различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Таким образом, мы видим, что возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «Сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

3 февраля 2024 в 20:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.